МБДОУ "Детский сад №2 "Сказка"
города Прокопьевска Кемеровской области
Сведения об образовательной организации


   
Категории раздела
Новости сайта [120]
Объявление [0]
Поздравления [3]


Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 105
Статистика





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.
Вслушайтесь, как говорят ваши дети, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности близких людей – отца и матери, бабушки и дедушки. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя  характерные и часто употребляемые обороты речи. Языковое богатство, как и недостаток языковой культуры тех людей, с которыми постоянно соприкасается ребенок, становится его достоянием. Вслушайтесь, как разговаривают дети, когда играют. Девочка то и дело покрикивает на свою куклу - дочку, а заодно и на партнера по игре:
- Тебе что сказано - не трожь!
- Ведь сказала – ложи сюда!
Другая девочка поправляет ее:
- Надо говорить не «не трожь» и «не ложи», а «клади», и «не трогай» - И кричишь ты все почему – то…. Нехорошо это. Но та возражает :
- Это почему не хорошо! Так говорит моя мама. А если ее не слушает сестренка, то и крикнуть на нее нельзя что - ли?      Взрослые часто сами неправильно ставят ударения в словах: стаканы, свекла, портфель….
Вместо стаканы, свекла, портфель.
Кто крайний? /в очереди/  вместо «Кто последний?» и т.д.
Часто можно слышать: «Я кушаю». При этом человек и не подозревает, что слово «кушать» употребляется в современном литературном языке с определенными ограничения: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому – нибудь с вопросом о еде. Например: «Садитесь кушать», «Кушайте на здоровье». По отношению к детям тоже обычно говорят «кушать», и в данном случае это уместно, так как употребляемое слово выражает ласку, внимание. Но о себе всегда нужно говорить: «Я ем».
Часто допускается ошибка в употреблении глагола «занять», вместо «одолжить», т.е. в значении прямо противоположном литературному: «Дать в займы, в долг кому-нибудь». Обращаясь к знакомому, обычно говорят: «Займите мне, пожалуйста, цветной бумаги». Получив, благодарят: «В следующий раз я вам займу то, что понадобится». Таким образом, были допущены ошибки: вместо «Займите мне, пожалуйста» надо сказать: «Одолжите мне» или «Дайте взаймы», вместо «я займу вам» - «Я одолжу вам» или «Я дам взаймы».
Владеть родным языком – значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль.  Для того, чтобы слушающий понял говорящего, нужны еще и умения использовать необходимые языковые средства, соответствующие интонации, логические паузы и ударения,  т.е. выделять наиболее важные, ключевые слова, выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного предложения к другому и т.д. Одна из первостепенных задач взрослого -подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: «Как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения?
Может ли моя речь служить образцом для детей?» Взрослые должны разговаривать  с детьми понятно и доступно, короткими фразами, а не громоздкими и витиеватыми.
Правильно и точно подбирать слова, не допускать многословия, не употреблять слова -  сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.), исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий, диалектизмов. Взрослые должны помнить: чем богаче их лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Тогда вы не будете испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический запас – одно из требований современности.
В наше время, когда огромный поток информации приносит много новых сведений из различных областей знаний, связанных с научно – техническим прогрессом, развитием общественно – политической и культурной жизни, мы постоянно встречаемся с новыми словами и понятиями. Например: новое мышление, человеческий фактор, аэробус, альтернатива, видеозапись, евровидение, брифинг, универсиада, абитуриент, юниор, экстремальный и др., получившие сейчас широкое распространение, а так же многие слова ограниченного или специального употребления. А некоторые уже имеющиеся в нашем языке слова приобретают новое дополнительное значение: зубр (о знатоке своего дела/, золото /о золотой медали за победу/, головной, /ведущий в ряду, в группе/ и т.д.
Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается  на его деятельность. Общение с детьми обязывает взрослых вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей. Однако это не означает, что взрослый не может свободно использовать лексическое богатство родного языка, ведь главное – учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова,  которые им доступны и понятны.
Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение – это то, чем должен владеть взрослый. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А не правильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка (картавит, шепелявить, сюсюканье) – следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого воспитания взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.  Известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет, если он слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о»), или  («якающий») «нямного» вместо – немного, или («цокающий») – «ницего» - вместо «ничего») то и станет  так же говорить. Поэтому необходимо следить за собственной речью и не отступать от литературного произношения. Образцом правильного произношения считается так называемая «московская речь», для которой характерно «аканье». Например: слова Москва, пойду, вода, окно, волна произносится, Масква, пайду, вада, акно, вална. Иногда  слова «чего, никого, до того» произносятся, так как они пишутся, подчеркнутым в середине звуком «г». А в словах «булочная, нарочно, конечно» подчеркнуто произносятся звуки «чн». Правильно ли это?
Оказывается, в русском языке существуют слова, которые произносятся иначе, чем пишутся. По правилам современного русского языка в таких словах, как «скучно, конечно, нарочно» буквосочетание «чн» следует произносить как «шн» (скушно, конечно, нарошно), а слова  «чего, никого, до того» - как чиво, никаво, до таво. Итак, произношение далеко не всегда совпадает с написанием слов. А каким считается правильное произношение? Прислушаемся к дикторам радио, телевидения, мастерам художественного слова, специалистам, занимающимся вопросами культуры речи.
И мы знаем, что например:
 - Сочетание гласных «сж», «зж» произносится как удвоенный долгий звук «ж» - жжигать (вместо «сжигать»), (бежжалостный) – вместо «безжалостный».
- Сочетание звуков «тч», «дч» произносится как звук «ч» (развеччик – вместо «разведчик»).
- Сочетание звуков «сч», «зч» произносится как звук «щ» - «щастье» (вместо «счастье», (расскащик ( вместо «рассказчик»).
Интонационная выразительность речи – немаловажный фактор воздействия на  ребенка. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету. Очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, даже если в ней выражается недовольство.      
Немаловажно, как разговаривают взрослые с детьми – быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живность, убедительность. Речь убыстренная («строчит как из пулемета») детьми воспринимается затрудненно:  они не успевают вслушиваться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание и следовательно сказанное может быть не понятно или не дослушано. Поэтому с детьми лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания связанного.
Имеет огромное значение, с каким выражением лица взрослые разговаривают с детьми. Ведь по выражению лица детям легче определить смысл связанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова,  усиливает его эмоциональный оттенок.

«назад

Корзина
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Архив записей

 
Друзья сайта
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад компенсирующего вида № 2 "Сказка"
6
53047, Кемеровская область,
город Прокопьевск, улица Гайдара, 52
Телефон, факс 8(3846) 69-46-87