Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.
Ф. Адлер
Родители должны дать ребенку не только навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, в том числе и в дорожно-транспортной среде, очень динамичной, в которой ситуации быстро меняются.
Ребенка нет дома, и у матери болит душа: все ли благополучно? Только бы ничего не случилось! Эта извечная человеческая боязнь случая в наше время особенно обоснованна, потому что за последние годы количество несчастных случаев на дорогах, связанных с детским травматизмом, постоянно растет. В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, научить читать или рисовать, но редко находят пять минут в день и даже в неделю, чтобы обучить ребенка правилам безопасного поведения на дороге, уберечь его от несчастного случая.
Шведский родитель утверждает: «Если мой ребенок не будет знать таблицы умножения, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, практически равна нулю. Но если он не будет знать правил безопасного поведения на дорогах, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, очень большая». В этой стране и в других странах мира постоянно проводятся научные исследования по вопросам влияния обучения в семье и в школе на безопасное поведение ребенка. Первый экзамен в своей жизни во многих странах Европы ребенок сдает в первом классе по Правилам дорожного движения с вручением ему в торжественной обстановке удостоверения пешехода. Очевидно, поэтому в Финляндии, Швеции, Англии единицы погибших детей в год, а в нашей стране - тысячи. Не говорите, что это маленькие страны - у них количество автомобилей в десятки раз больше, чем в нашей.
Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер в воспитании ребенка трудно переоценить. С точки зрения ребенка все, что делают, особенно мама и папа, - правильно и лучше не бывает. Родители для ребенка в возрасте до 7 лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов своей семьи. Именно в возрасте до 7 лет, когда родители ребенка еще водят его по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка. В движении, с постоянным личным примером всех членов семьи (об этом папа или мама обязаны напоминать другим членам семьи) могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребенком делают первый шаг на проезжую часть дороги.
Любой член семьи с
ребенком, которого он держит за руку, или ребенок держится за их сумку, может
перебегать проезжую часть в неположенном месте или на красный сигнал светофора.
О том, что произошло нарушение правил, взрослый знает, а ребенок или не знает,
или предупреждает взрослого: «А нам
воспитательница говорила, что по красному сигналу светофора переходить проезжую
часть нельзя». В любом случае он в своем сознании эту дорожную ситуацию
зафиксирует. Если можно с папой (мамой, дедушкой, бабушкой или старшим братом) -
значит, так можно вообще; если ничего не случилось при этом переходе, значит,
ничего никогда не случится. И еще хуже, если так сделали мама или папа -
значит, так надо делать всегда. Все члены семьи этого ребенка,
ПОМНИТЕ!
Вы
закладываете отрицательное отношение, и отрицательные привычки нарушать
правила безопасного поведения на дороге - основу возможной будущей
трагедии.
Ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и
других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному
поведению на дороге не только вашего ребенка, но и других родителей.
Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.